gaivor (gaivor) wrote,
gaivor
gaivor

Categories:

Воеспецы и Красная армия

Все, кого знаю, хвалят книгу Здановича «Органы государственной безопасности и Красная армия». И я не удержусь. Взгляд автора, конечно, специфический – сам из «органов», но масса интересных фактов и неожиданных подробностей не дает оторваться. Вы знали, например, что Ворошилов в свое время предупреждал Сталина: Буденного многие рассматривают как некоего «народного вождя», потенциального Пугачева? «Если бы действительно произошло бы когда-нибудь серьезное столкновение… интересов между пролетариатом и крестьянством, Буденный оказался бы с последним». Я тоже не знал.

Или как к красным сентябре 1920-го из врангелевской армии перебежал некий поручик Яковлев, предложивший от лица тайной офицерской организации «взорвать Врангеля изнутри и передать его армию Советской власти» - для борьбы с поляками. Одно условие – командующим Красной Крымской армией офицеры хотели видеть Брусилова. В Москве предложение восприняли очень серьезно, поручик получил на руки приказ Троцкого о назначении Брусилова командующим для предъявления «на той стороне», и ряд других документов с подлинными подписями Ленина, Троцкого, Каменева. Не состоялась операция, по Здановичу, только из-за того, что ВЧК получила информацию о тайных намерениях Брусилова, которые он впоследствии сформулировал так: «Я думал: армия в моих руках плюс те, кто предан мне внутри страны и в рядах Красной армии. Конечно, я поеду на юг с пентаграммой, а вернусь с крестом и свалю захватчиков или безумцев в лучшем случае».

 

 

Или вот пресловутая проблема «военспецов» в Красной армии в 1920-30-х. Традиционная точка зрения исходит из того, что все они честно служили – если и не большевикам, которых недолюбливали, а то и откровенно не любили – то стране, Родине вне зависимости от того, называется она Российской империей или Советским Союзом. Однако разработки ОГПУ, о которых рассказывает Зданович, свидетельствуют, что большая часть бывших офицеров склонялась к вполне ленинской позиции – в случае войны желать поражения своей стране ради смены режима. Причем часто эти пожелания приводили к ситуациям, трактовать которые вполне можно в терминах «вредительство» или «техническая измена».

Показатиельно в этом плане дело бывшего генерала Серебрянникова (у Здановича Серебренникова), начальника 1-го сектора (планирование воинских перевозок) 3-го управления Генштаба РККА.

Биография его изложена здесь:

http://www.grwar.ru/persons/persons.html?id=956

и конечно же фраза «Арестован 01.08.1930 по обвинению во вредительстве на железных дорогах» вызывает горькую усмешку – знаем мы, мол, это вредительство.  

А между тем… Началось всё в апреле 1928 года, когда ОГПУ доложило ЦК и Реввоенсовету и плачевном состоянии мобзапасов на железной дороге. В среднем 25% мобилизационного запаса паровозов было непригодно к эксплуатации. А на критически важной Московско-Белорусско-Балтийской железной дороге из 65 законсервированных паровозов исправными оказались лишь 2. Интересно, что за неделю до чекистской проверки аналогичную провел инспектор НКПС и отправил наверх вполне оптимистический доклад.    

Последовали оргвыводы, в том числе аресты в Наркомате путей сообщения. А ОГПУ начало разработку руководителей 3-го управления Генштаба на предмет вредительства: выяснилось, что на основе сфальсифицированной статистики НКПС там разрабатывались абсолютно нереальные планы воинских перевозок. Причем донесения агентов внутри самого управления (а также в 3-х отделах штабов военных округов) свидетельствовали, что руководство вполне представляло реальную картину с подвижным составом, но в мобплан продолжало упорно закладывать туфту.

Ну что, Серебрянникова и еще несколько человек арестовали. На допросах он признал вину, «рассказал об отрицательном отношении к Советской власти ряда сотрудников управления из бывших офицеров и их надеждах на падение этой власти в результате восстания народных масс и интервенции».

В результате резюмировалось, что его вредительская деятельность заключалась в следующем

1) Составлении заведомо нереального плана перевозок по мобварианту №8 и № 10.

2) В полном отсуствии разработки вопроса развития железных дорог в интересах РККА.

3) В расчетах пропускной способности узловых станций без учета возможного воздействия авиации противника.

И если пункты 2-3 можно отнести при желании к недостатку профессиональных знаний/способностей, то п.1… ну, не знаю.

В 1990-е Серебрянников и еще 6 человек. проходивших по его делу были реабилитированы. «Безусловно правильно», - как пишет Зданович. «Вместе с тем, - добавляет он же, - нельзя недооценивать тот факт, что в ходе агентурной разработки и следствия чекисты вскрыли серьезнейшие и абсолютно реальные недостатки в такой важной сфере, как мобилизационное планирование воинских перевозок». Похоже, только вежливость и формат книги, заявленный как научное издание, помешали ему воскликнуть – «но ведь вредительство же налицо!»

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments