gaivor (gaivor) wrote,
gaivor
gaivor

Categories:

В бою с "Цеппелином"




Сначала на цель вышли 25 пикировщиков Пе-2. Отбомбились без видимых результатов. Затем в атаку пошли торпедные катера, засадив в борт «сигару» диаметром 533-мм. Ноль эффекта. И лишь после еще одной торпеды эсминца «Слава» гигантская туша авианосца стала медленно ложиться на левый борт. Через 23 минуты он перевернулся и ушел на дно Балтики. Так закончилась карьера «Графа Цеппелина» - единственного авианосца, потопленного советским ВМФ.

 

 

Дело было через 2 года после окончания войны. В 1945-м «Граф Цеппелин» захватили в Штеттине. Немцы успели грамотно подорвать механизмы почти достроенного корабля, но сам корпус пострадал мало. Его наскоро залатали и на Потсдамской конференции отдали СССР.  

«Граф Цеппелин» попал в группу "С" – корабли подлежащие затоплению или разделке на металл. Металл – вещь нужная, но моряки предложили авианосец все-таки топить,  отработав на нем применение бомб и торпед. А то практики их применения по крупным кораблям противника считай что и не было. Огромный (23 тысячи тонн водоизмещением), отлично забронированный корабль для учебных целей подходил идеально. 

 

 

 

Расстрел «Цеппелина» начался утром 16 августа 1947 года. Для начала на нем подорвали заранее вмурованные авиабомбы и снаряды. После серии взрывов корабль был атакован пикировщиками 12-го гвардейского авиаполка, поднявшим в воздух все исправные самолеты. Результаты не слишком впечатлили. Из 100 бомб в цель попали  6 (хотя летчики настаивали на 11 попаданиях), но самое главное - авиабомбы П-50 авианосцу оказались что слону дробина, оставив на палубе лишь вмятины глубиной 5-10 см.

У катеров дело тоже не заладилось. Одна из торпед, не взорвавшись, прошла под килем «Цеппелина». Вторая «поцеловала» правый борт, не пробив броневой пояс. И только торпеда ”Славного” поставила точку.

Итого. На авианосце взорвали 20 авиабомб и 4 180-мм снаряда (каждый весом 92 кг), Пе-2 добавили еще 6 бомб. Плюс две торпеды. При этом «Граф Цеппелин» стоял неподвижно, не маневрировал, не отстреливался, команда не боролась за живучесть, а палубная авиация не защищала корабль. Невольно возникало уважением к людям, которые его строили и одновременно вставал нелицеприятный вопрос: а что было бы в реальном бою? Особенно учитывая, что в «дебет» атакующим нужно добавить шестнадцать 150-мм орудий, которыми вооружался авианосец вооружался по проекту.      

«Граф Цеппелин» был спущен на воду в 1938 году. Его достройку законсервировали  после начала войны, но в апреле 1942 года Гитлер принял решение достроить корабль. Уже была сформирована эскадрилья палубной авиации из Ме-109 и Ю-87. Если бы все шло по плану, то в 1944 года «Граф Цеппелин» мог вступить в строй.  К концу войны все боеспособные тяжелые корабли немцев были брошены на Балтику, и авианосец навел бы шороху под Ригой, Данцигом, у Саарема...   

Однако 30 января 1943 года Гитлера приказал достройку прекратить. Корабль отбуксировали в Штеттин, где он и простоял до конца войны. Главком Кригсмарине адмирал Редер назвав последствия этого решения фюрера "самой дешевой в истории победой Англии на море". (Ну и СССР заодно).

За месяц до этого в Баренцевом море немецкие корабли перехватили конвой союзников, шедший в Мурманск. Англичане сумели отбиться, причем до подхода крейсеров прикрытия Бернетта 4 эсминца, непосредственно охранявшие конвой, противостояли 2 тяжелым крейсерам и 6 эсминцам немцев. Гитлер наорал на Редера, пригрозив пустить на металл все надводные корабли, которые, де, только даром «жрут» драгоценное топливо. На металл, положим, никого не пустили, но Редера отправили в отставку, а новый главком Дениц был весьма холоден к проекту «Цеппелина». Так и не достроили.        

…Место гибели «графа Цеппелина» было засекречено, и только в августе 2007-го – ровно через 60 лет после гибели - польские водолазы нашли авианосец на дне Гданьской бухты.

 

Tags: флот
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments