gaivor (gaivor) wrote,
gaivor
gaivor

Categories:

Избранные места из Клостермана

Несмотря на совершенно чудовищный перевод «Большого шоу» Клостермана (Центрполиграф тут побил все рекорды) читается книга на одном дыхании. Понимаю, почему после войны это были самые популярные «военно-воздушные» мемуары. очень много интересных деталей, о которых, как говорится, «не сообщалось в прессе». Иногда в буквальном смысле.

«Операция [немецкий удар по аэродромам союзников 1 января 1945-го] была великолепно спланирована и превосходно выполнена. Общественное мнение союзников получило бы ошеломляющий удар, если бы узнало об этом. Американская цензура и издательские службы находились в полном шоке, старались преподнести эту атаку как великую победу союзников, опубликовав свои цифры. Мы, летчики, даже спустя три месяца все еще смеялись над этим».

Для меня, например, откровением стала степень напряжения в «работе» истребителей RAF весной 1945-го. Нет, понятно, что Ме-262 по любому не давали расслабиться, но читая Клостермана, возникает ощущение, что летный состав находился на пределе и света в конце туннеля не видел даже в мае (ходили разговоры об эвакуации немцев в Норвегию и еще 3-4 месяцах войны).

«...В тот день я совершил три вылета и просто изнемогал. Утром [3 мая 1945 года] авиакрыло потеряло 6 летчиков, включая Остина и старшего лейтенанта авиации Бли, двух самых лучших летчиков из 486-й новозеландской эскадрильи».

 

 

Что касается зенитной арттиллерии, то это просто бич какой-то на протяжении всей весны-45. «У нас все еще был болезненный страх перед зенитной артиллерией, и это не способствовало укреплению боевого духа наших летчиков». Интересно, кстати, как Клостерман, летавший на штурмовки на «темпесте» оценил бы Ил-2?

«Темпест», по его мнению, «превосходная боевая машина», хотя «в схватке с «Фокке-Вульфами-190» и «Мессершмитами-109» формирования «тайфунов» часто теряли по 6 или 7 машин из 12». Что там у него превосходного кроме скорости я, честно говоря, не вполне понимаю, но кроме того машина, как выясняется со слов Клостермана, еще и очень сложная в управлении. В итоге осенью 1944-го возникает кризис с л\с.

 

«...Состав 274-й эскадрильи сократился до 11 летчиков и 16 самолетов. Мы, вероятно, не могли поддерживать его на прежнем уровне. Подразделение группы поддержки смогло очень быстро обеспечить нас новыми самолетами, но летчики «темпеста» не росли на каждом кусте. Утром 20 марта дежурный «анзон» доставил нам 4 летчика-сержанта и одного уоррант-офицера. Последний из этих пяти новобранцев погиб 23-го... Эти несчастные, только что прибывшие парни, налетали на «темпестах» лишь около 3 или 4 часов. Подавленные своими ощущениями от машин, на которых было очень непросто летать, они дали зенитной артиллерии и «Мессершмитам-109» уничтожить себя».

Однако - 3-4 часа! Для сравнения приведу разговор Хартмана с Гитлером, «озвученный» в книге Констебля: «-Скажите мне, Хартманн, вы считаете подготовку наших пилотов-истребителей недостаточной? -Я думаю, что она недостаточна. Я в России получил в свою эскадрилью множество молодых пилотов, имеющих налет менее 60 часов, причем на Ме-109 они летали менее 20 часов. Им приходилось совершать боевые вылеты, имея только основную подготовку. Это приводит к тяжелым потерям истребителей на Восточном Фронте. Эти юноши приходят к нам, и их практически немедленно сбивают. Они приходят и уходят, подобно волнам прибоя. Это преступление, мой фюрер, я думаю здесь виновата наша пропаганда».

Очень пронзительно Клостерман написал про возвращение летчиков во Францию:

«...Мы, были из тех, кому французская армия была обязана своей хорошей репутацией. Мы отправились на бойню один за другим и были, тем не менее, счастливы как дети. Мы готовы были совершать дополнительные боевые вылеты, изматывать нервы, обливаться потом, когда кислород сжигал наши легкие во время полета, - мы всегда получали толстым концом палки.

Редкие выжившие в этой четырехлетней борьбе не хотели ничего, кроме как вернуться домой, снова ступить на французскую землю, увидеть своих родных, окунуться в жизнь французских улиц и мирных городков. Но мы оказались ошеломлены, когда на нас обрушили тысячи рассказов из истории Сопротивления, о героических поступках; сотни раз слышали они одни и те же слова:

-Как вы счастливы, что были в Лондоне. А мы здесь страдали. Если бы вы только знали, какому риску мы подвергались! Несмотря на все, мы выгнали немцев.

-Вы не можете понять, вы не знаете, на что это было похоже. Такой-то был убит, такой-то казнен, депортирован.

-Что! Вы летчик, младший лейтенант? Ну да, это было нетрудно получить в Лондоне!»

Короче, они думали, что вернутся героями, а получилось, что «вся Франция» сражалась, пока они там отсиживались «по Лондонам». Прелестно!

Очень интересно как англичане поцапались в американцами по поводу учета побед.

«...Были споры при попытке определить количество имеющихся немецких истребителей. ...Потери немецких истребителей в период с 15 ноября по 15 апреля оценивались следующим образом: истребителями ВВС Великобритании уничтожено — 878, предположительно сбито — 102 и повреждено — 347 самолетов противника; зенитной артиллерией уничтожено — 73, предположительно сбито — 5 и повреждено — 22 самолета противника.

Американские ВВС утверждали, что их бомбардировщики уничтожили 2223 машины, предположительно сбито — 696 и повреждено — 1818; плюс уничтожено истребителями прикрытия — 1835 самолетов противника.

Британцы считали эти цифры возмутительными. Они признавали право американской прессы печатать эти цифры, чтобы подсластить пилюлю американской публике, травмированной огромными потерями ВВС. Но англичане категорически отказывались строить планы операции [“Оверлорд»] на иллюзорных пропагандистских цифрах.

Когда в группе из 72 «Летающих крепостей» 300–400 стрелков ведут огонь по 20 «фокке-вульфам», и реально сбивают 5, то логично связать это с действиями нескольких десятков пулеметов, а не делать вид, что веришь каждому стрелку, которые честно клянется, что он «свалил одного».

После другого совместного - очень жестокого - воздушного боя, эскадрилья ВВС Великобритании (то есть 12 «спитов» новейшего типа) обратилась за подтверждением 7 побед, тогда как летчик одного американского истребителя заявил о 6 сбитых, причем при таких обстоятельствах, когда ему едва ли зачли даже одного по стандартам английских ВВС.

В результате было решено принять за рабочую основу треть американских цифр для бомбардировщиков и половину от количества побед заявляемого летчиками-истребителями. И все же цифры были впечатляющими: 800 сбитых «крепотями» и 900 — истребителями. То есть в сумме союзные ВВС сбили 2700 «мессершмитов», а «фокке-вульфы» вообще не брали в расчет».

Само интересное, что англичане, похоже, недооценили амеркианцев. По свидетельству Клостермана (а он в данном случае вполне компетентен, ибо летом-очентю 1944-го был прикомандирован к штабу ВВС), союзники полагали, что к началу высадки в Нормандии «люфтваффе все же имело около 4000 истребителей первой линии, из которых максимум 2500 могли принимать участие в операциях на Западном фронте». А потом долго удивлялись «поразительному отсутствию реакции со стороны люфтваффе». Цифры уточнили: «немцы имели во Франции 385 бомбардировщиков, 50 штурмовиков, 745 истребителей, 450 двухдвигательных ночных истребителей плюс разведывательные самолеты - всего 1750 самолетов первой линии». Но и они, как мы теперь знаем, оказались завышенными - 3 воздушный флот плюс «Райх» вместе имели порядка 1900 самолетов всех типов.

Остается добавить поразительный факт: «...Де Мезиллис из Бретани, который потерял руку в эскадрилье «Лотарингия» в Ливии и благодаря невероятному усилию воли научился летать с искусственной рукой». Это, похоже, единственный прецедент однорукого летчика-истребителя. Правда, как мне подсказали, с «Лотарингией» Клостерман напутал, да и де Мезиллис вскоре погиб в тренировочном полете, «когда крылья «спитфайра» сложились при пикировании», но все же...

Вобщем, тем кто еще не читал - рекомендую.

http://militera.lib.ru/memo/french/clostermann/index.html



Клостерман на крыле своего "темпеста"

 

 

Tags: ВМВ
Subscribe

  • Ошибка Верховского или правка цензора?

    Интересное место из мемуаров Верховского "На трудном перевале". Речь идет об осенних 1916 года боях в Румынии: "Не лучше было…

  • Осада Парижа

    19 сентября 1870 года началась осада Парижа германской армией. Из этой истории мог бы получиться отличный сериал в антураже стимпанка: Гамбетта,…

  • Падение Малахова кургана

    Иные поражения стоят побед, и это в полной мере относится к падению Севастополя, случившемуся 8 сентября 1855 года, то бишь ровно 160 лет назад.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments